Скачать PDF

Аннотация

В статье рассматриваются экспериментальные стратегии В. Маяковского в поэтическом и изобразительном творчестве, его новаторство в контексте единства вербального и визуального искусств, что связано с актуальной в современном литературоведении тенденцией отказа от идеологической оценки эстетики и структуры художественного мира поэта. Предлагается подход, который позволяет увидеть плакатное творчество В. Маяковского как поле для реализации стратегий эксперимента, намеченных в его ранних поэтических и живописных произведениях. Авторы статьи указывают на правомерность исследования новаторской эстетики в творчестве поэта 1914–1919 гг. в опоре на принципы проективности, сдвига и энантиосемии, на которых базировалось искусство кубофутуристов. В статье анализируются способы реализации указанных принципов в русском авангарде первой трети XX века и в творчестве В. Маяковского. Исследуется влияние на плакатное творчество В. Маяковского лубочной сатиры, которая, несмотря на запреты и препоны со стороны государства, имела широкое распространение в периоды войн и революций. Обращается внимание на то, как, призывая современников вернуться к изучению народного творчества, обратиться к «живописной душе» России, В. Маяковский выстраивал оригинальную эстетическую концепцию, в которой превращение зрительных метафор в поэтическую норму, соединение революционных способов воздействия на аудиторию с использованием приемов примитивного искусства (иконописи, этнических и лубочных мотивов) становились не просто возможностью разработки новых художественных форм, а действенным способом демократизации культуры в целом, восстановления связи между художником и народом через революционный плакат.

Ключевые слова

В. Маяковский, авангард, эксперимент, плакат, лубок.