Скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается мифологический субстрат, присутствующий во всей новой трилогии, анализируются мифологические подтексты всех трех романов И. А. Гончарова. Выявление фольклорного и мифологического контекста дает новое понимание художественного и идеологического содержания романов И. А. Гончарова. Одним из связующих принципов всех трех текстов является линия движения индивида от «ада» самообмана через «чистоту» «сонного царства» к «раю» просветления. Проанализировав романы, мы увидели тенденцию развития мифологического мышления писателя. В «Обыкновенной истории» И. А. Гончаров не только опирается на европейскую традицию, но и создает мифологию Петербурга. Роман «Обломов», занимающий смежную позицию в трилогии, отображает черты мирового и русского фольклора. В третьем и заключительном романе «Обрыв» автор больше акцентирует внимание на славянской мифологии, сравнивая персонажей с волком, птицей, медведем, а также включает в сюжет мотив борьбы змей.

Ключевые слова

Гончаров, мифологический реализм, мифологема, архетип, фольклор