Аннотация
Статья исследует феномен конструирования индивидуальных миров сквозь призму русского рока как культурного и психологического явления. На примере анализа текстов ключевых групп жанра («Агата Кристи», «Пикник», «Король и Шут» и т. д.) демонстрируется, как музыка становится инструментом экзистенциального сопротивления, позволяя слушателям и авторам сохранять идентичность в условиях социальных кризисов. Исследование раскрывает механизмы трансформации музыкального дискурса от социального протеста 1980-х гг. к философской рефлексии 1990-х – 2000-х гг. и эволюцию тематики русского рока от протестного андеграунда к философскому осмыслению внутренней свободы, подчеркивая его роль в формировании альтернативного пространства, выступающего стратегией воссоздания идентичности в экзистенциальном одиночестве глобализирующегося мира. Целью настоящего исследования является выявление роли русского рока как инструмента конструирования индивидуальных миров и экзистенциального сопротивления, рассмотрение значимости его как феномена, способствующего формированию идентичности в условиях социальных кризисов и глобализации. В условиях социальных трансформаций и экзистенциальных вызовов искусство традиционно выступает рефлексией коллективного бессознательного, однако роль его не ограничивается отзеркаливанием реальности: индивидуум нередко обращается к альтернативным способам самореализации, где искусство становится не только формой эскапизма, но и составляющей конструирования идентичности, одним из ключевых инструментов которого становится музыка, выполняющая функции психологической компенсации, коммуникации и идентификации. Русский рок, пройдя путь от андеграундного протеста к философской рефлексии, утвердил право на индивидуальную вселенную как новую норму; так, анализ текстов ключевых исполнителей направления демонстрирует, что создание альтернативных пространств в музыке являет собой не бегство от реальности, а лишь один из способов ее осмысления, представляя стратегию сопротивления действительности посредством перекодирования смыслов, в эпоху цифровой фрагментации сознания становясь ключевым опытом сохранения идентичности.
Ключевые слова
русский рок, андеграунд, эскапизм, экзистенциальный протест, философская рефлексия