Скачать PDF

Аннотация

В статье анализируются произведения цикла К. К. Случевского «Лирические», в которых присутствует ориентация на мифологические сюжеты, образы и мотивы. Цель исследования – раскрыть авторскую концепцию мироздания и отразить роль мифопоэтических образов и мотивов в создании этой концепции. Актуальность исследования обусловлена как интересом современной гуманитарной науки к феноменам переходных процессов в литературе, так и актуализацией антропологических аспектов в культуре разных эпох, являющихся основой формирования русского национального кода. Авторы статьи ориентируются на методы мифологической литературоведческой школы и методы герменевтической интерпретации художественных текстов. Анализ произведений К. К. Случевского показывает противоречивость его поэтической картины мира. К. К. Случевский в цикле «Лирические» обращается к древнегреческим, древнеримским, языческим и христианским образам и мотивам, эсхатологическим мифам, архетипам дня и ночи, солнца и тьмы. Авторская интерпретация различных мифологических сюжетов, образов и мотивов воссоздает особую мифопоэтическую картину мира, в которой вступают в философский диалог различные концепции: стоическое принятие страданий и тяжелой судьбы, уход от боли и разочарований в сон и вечный покой, осуждение «поврежденного ума» людей, не достойных возрождения в лучшем мире, и призыв наслаждаться радостями земного бытия. Все эти идеи объединены в одном цикле, что позволяет сделать вывод о противоречивости авторской мифологической концепции мира, в которой сталкиваются серьезное и смешное, трагическое и ироническое, переплетаются красота и безобразие, добро и зло, страдание и веселье, разочарование и наслаждение. Так, сама жизнь видится поэту как сочетание несочетаемого, как переплетение красоты и безобразия, добра и зла, трагического и смешного.

Ключевые слова

Русская поэзия конца XIX века, мифопоэтика, поэтика лирического цикла, архетипы, интермедиальность, феномен авторского мировосприятия.