Скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается образ композитора и учителя музыки Т. Х. Г. Лемма в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» (1859). Этот персонаж интересен принадлежностью другой национальной культуре и тем, что в нем автор воплотил образ талантливого вдохновенного музыканта. Автор исходит из того, что выбор писателем национальности героя (немец) не случаен и связан, в том числе, с немецким романтизмом и с богатой музыкальной культурой Германии. Жизнь и судьба героя рассматриваются в их национальной характерности, с опорой на распространенность такого типажа в русском обществе середины XIX века. Предыстория героя, полная лишений, скитаний и поиска лучшей доли на родине и в чужой стране, придает образу героя сентиментальность (и в этом он схож с сентиментальным Карлом Иванычем Мауером из трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»). В статье анализируется речь Лемма, его роль в сюжете, его взаимоотношения с другими персонажами, раскрывается значение антитезы «Лемм – Паншин». Автор рассуждает о музыкальности романа и об эмоциональном воздействии музыки, по мнению писателя, на человека. Доказывается, что лирическая мелодия, созданная Леммом, играет важную роль в художественной системе романа: она помогает Лаврецкому осознать свою любовь к Лизе, на время делает их счастливыми. В традициях романтизма, музыка заставляет героев глубоко чувствовать. Автор приходит к выводу о сочетании в образе Лемма сентиментальных и романтических составляющих.

Ключевые слова

И. С. Тургенев, «Дворянское гнездо», Лемм, немецкий романтизм, сентиментализм, этностереотип, имагология.