Аннотация
В статье дается аналитический обзор тех «сюжетов», которые составляют содержание первой части («Дневник одной из многих») известного русского женского дневника, принадлежащего Е. А. Дьяконовой (1874–1902). Анализ сюжетов оставшихся двух частей «Дневника» предполагается сделать в другой статье. Дневниковый сюжет, в сравнении с фикциональным сюжетом произведения художественной литературы, обладает тремя специфическими особенностями. Он не вымышлен, не завершен, дискретен. «Линия судьбы» Дьяконовой в «Дневнике одной из многих» (1886‒1895) определяется, во-первых, естественно-биологически (переход из девического возраста к совершеннолетию); во-вторых, ментально-идеологически (главное и осознанное желание даиэристки в возрасте от 14 лет до 21 года – покинуть родной дом ради дальнейшей учебы и самостоятельной, независимой от матери жизни). В 14 лет в жизнь Дьяконовой входят три феномена, которые станут сквозными сюжетами ее «Дневника»: любовь – смерть – мечта о свободе (в правовом и материальном смыслах прежде всего). Кроме этих сюжетов, в первой части «Дневника» намечаются и другие. На конец 1891 г. приходится завязка «материнско-дочернего сюжета» (отчуждение Лизы от матери); «развяжется» он лишь за год до гибели Дьяконовой. В начале этого же, 1891 г. (Лизе 16 лет) она открывает для себя свое тело; телесность в разных ее проявлениях и ощущение ее даиэристкой составят важный (а для третьей части «Дневника» центральный) сюжет. Всё в том же 1891 г. после чтения Дьяконовой «Крейцеровой сонаты» начинается сюжет ее заочных отношений с Л. Н. Толстым. Около 1892 г. возникает характерно дневниковый сюжет самопознания и сопутствующий ему сюжет разочарования в Боге и вере (Дьяконова принадлежала к старинной купеческой семье, где были сильны традиции православия). Тогда же, в 1892 г., Дьяконова делает выбор в пользу учебы и свободы, отказываясь от обычного (традиционного) женского счастья – любви и семьи.
Ключевые слова
Е. А. Дьяконова, сюжетология, дневниковедение, гендерология, дневниковый сюжет, сюжет взросления, сюжет освобождения, ранний русский феминизм