Скачать PDF

Аннотация

В работе исследуется аксиологическая составляющая комплексного лингвокультурного типажа «американский деловой человек» на материале примеров из Корпуса современного американского английского языка, датируемых временем не ранее 2000 г. Лексические репрезентанты типажа в английском языке уже были определены ранее. Как для самого типажа, так и для его субтипажей – «предприниматель» и «топ-менеджер» выявляется оценка типажа (самовосприятие типажа и оценка окружающих) и ценностные доминанты типажа (внутренние стремления и жизненные цели). Делается вывод о том, что «деловой человек» вбирает в себя различные аспекты обоих субтипажей. Его главная ценность – прибыль, а оценка его фигуры двойственна: с одной стороны, признается, что деловой человек является создателем рабочих мест и хребтом американской экономики, с другой – ему приписываются и отрицательные качества, прежде всего жадность, погоня за наживой. Главные ценности предпринимателя – это свобода и возможность заниматься любимым делом, а топ-менеджера – время и личный доход. Оценка фигуры предпринимателя преимущественно положительная: предприниматели обеспечивают экономический рост, они экспериментируют и создают ценные продукты и услуги. Оценка же топ-менеджера амбивалентна – топ-менеджеры востребованы на рынке труда, но им приписывается множество отрицательных качеств: жадность, презрение и невнимание к простым работникам, безответственность и непорядочность, расточительность, некомпетентность. Высокие доходы топ-менеджеров воспринимаются как незаслуженные. Таким образом, оценки двух субтипажей почти противоположны, их ценности кардинально различаются, а единственное их сходство – это обладание престижем в американском обществе.

Ключевые слова

лингвокультурный типаж, субтипаж, деловой человек, предприниматель, топ-менеджер, ценностный компонент, корпус современного американского английского