Аннотация
В контексте антропоцентрического сдвига образовательных парадигм и кризиса репродуктивных методик в филологии, обусловленного цифровой трансформацией эпистемологических практик, предметом настоящего исследования выступает геймификация как каталитический механизм конституирования лингвокреативной компетенции (ЛКК), понимаемой как метакомпетенция интегративного характера, синтезирующая семиотическую трансформативность, дискурсивную вариативность и поликодовую адаптивность. Цель работы заключается в верификации дидактического потенциала сценарноигровых моделей для интенсификации когнитивно-аффективных паттернов лингвотворчества. Методологический каркас интегрирует: герменевтическую деконструкцию игровых механик (нарративных, симуляционных, прогрессивных), педагогическое прототипирование иммерсивных сценариев (VR-реконструкции, AI-ассистированные квесты), нейрокогнитивный мониторинг (fMRI, ЭЭГ) и статистический анализ параметров ЛКК (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) с применением инструментов компьютерной лингвистики (Coh-Metrix, LSA). Эмпирические результаты (N=120) эксплицируют нелинейную корреляцию между типом геймификационного воздействия и компонентами ЛКК: нарративноролевые симуляции максимизируют семантическую гибкость, тогда как челендж-ориентированные механики редуцируют оригинальность при росте ассоциативной беглости. Установлен эмерджентный эффект гибридных сценариев, сочетающих VR-иммерсию с пост-игровой рефлексией, повышающий интегральный индекс ЛКК на 62% через формирование метаязыковой интуиции. Научная новизна материализуется в разработке: типологической матрицы соответствия игровых механик нейрокогнитивным коррелятам креативности, концепции хронотопной лингвокреативности как способности к смыслопорождению в семиотически насыщенных контекстах, герменевтического модуля деконструкции игровых процедур для нивелирования редукции семиотической глубины. Практическая значимость заключается в оптимизации педагогического дизайна филологических дисциплин через внедрение сценарных моделей, нивелирующих репродуктивные паттерны в вузовском образовании, адаптацию трансмедийной креативности к цифровым образовательным ландшафтам, персонализацию методик с учетом когнитивно-стилевого диморфизма обучающихся.
Ключевые слова
Геймификация в образовании, лингвокреативная компетенция, дидактические сценарии, имплицитные стратегии обучения, игропрактики в филологии, лингвопродуктивная деятельность, когнитивно-аффективные паттерны, педагогическое сценарное проектирование, нарративные дидактические конструкции.