Аннотация
Герой романа С. Моэма «Маг» Артур Бардон рассматривается как объект описания и восприятия внутренних точек зрения основных персонажей и автора. Восприятие его героинь (Сьюзи и Маргарет) меняется вместе с изменением их отношения к нему. Это показывает, что одно и то же качество воспринимается персонажами по-разному. Также оно может трансформироваться даже в восприятии одного персонажа. Так, доктор Поро не меняет своего отношения к герою и интерпретирует узость Артура как положительное качество. Сьюзи признает это, когда влюбляется в героя. Чувства Маргарет развиваются противоположным образом: принятие характера героя Артура трансформируется в ненависть и обвинения. Выделяются такие черты героя как целеустремленность, сила воли, рациональность, узость интересов. Сравнение описаний позволяет, во-первых, проследить изменение характера героя; во-вторых, определить отношения самих персонажей к герою; в-третьих, сравнение английского текста и русского перевода выявляет важные различия на ментально-языковом уровне. Так, указана разница между концептами «Искусство» и «Art», «Любовь» и «Love». Так, концепт «Искусство» позволяет сопоставить мастерство Артура как хирурга и его невежество в вопросах искусства, но в русском переводе эта идея не сохранилась. Это можно объяснить более узким пониманием концепта «Искусство», а также противопоставлением медицины и искусства в русском художественном дискурсе. Понятие «Любовь» более значимо в английском языке, поэтому автор определяет чувства Маргарет именно так, хотя в русском языке прямой перевод был бы ошибкой. Кроме того, подчеркивается позиция Моэма как писателя-реалиста, который, чтобы быть максимально объективным намеренно передает в большей части текста точку зрения персонажей, а о герое дает лишь краткую справку. Поэтому он описывает Артура только тогда, когда тот находится в одиночестве, и показать его с точки зрения персонажей не представляется возможным.
Ключевые слова
Точка зрения, позиция восприятия, концепт, любовь, искусство, автор.