Скачать PDF

Аннотация

В настоящей статье проводится подробный анализ способа функционирования и функции мотива агрессии по отношению к старообрядческим иконам со стороны представителей российских государственных властей в рассказе Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» (1873) и в романе П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» (1871- 1881), а также устанавливается связь между биографией и миросозерцанием авторов и их отношением к вопросу конфискации и уничтожения староверских образов.

Как в произведении Н. С. Лескова, так и в первой части дилогии П. И. Мельникова-Печерского конфискация и уничтожение староверских икон указаны как одни из более существенных элементов государственных репрессий по отношению к старообрядцам, хотя и оценка репрессий, направленных против образов, у каждого из вышеперечисленных писателей совершенно иная. Несмотря на тот факт, что оба автора желали воссоединения старообрядчества с Православной Церковью, они по-разному расценивали принудительные меры государственных чиновников по отношению к приверженцам старой веры. Сочувствующий старообрядцам православный публицист Лесков в своем «Запечатленном ангеле» создает крайне пессимистическую картину абсолютного самоволия и самовластия государственных чиновников по отношению к лишенным гражданских прав старообрядцам, которые переходят все нравственные границы и не останавливается даже перед очевидным кощунством, совершенным по отношению к общеправославной святыне иконе Ангела. В то же самое время активно борющийся со старообрядцами государственный чиновник П. И. Мельников-Печерский показывает конфискацию староверской иконы Богоматери Казанской как вполне оправданную меру, способствующую скорейшей ликвидации церковного раскола.

Ключевые слова

Икона, иконоборчество, православие, раскол, старообрядцы, репрессии, Н. С. Лесков, П. И. Мельников-Печерский.