Скачать PDF

Аннотация

Данная статья является второй в цикле работ автора о методике обучения литературному (поэтическому) творчеству в вузе и школе. Предметом статьи является вопрос о назначении поэзии и подходы к его транслированию в учебной аудитории. За тысячелетия существования поэзии самими поэтами и учеными было выработано немало точек зрения на этот вопрос, зачастую взаимоисключающих. Среди них: 1) поэзия – голос Бога и гармонии; 2) поэзия – голос дьявола и хаоса; 3) поэзия – утешение, «психотерапия»; 4) поэзия – голос борьбы, изменяющей мир; 5) поэзия бесполезна, бессмысленна, вредна; 6) у поэзии нет целей вне ее самой. В XIX веке многообразие концепций во многом сводится к противопоставлению «искусства для искусства» и «утилитаризма». В ХХ веке, не отменяя всех перечисленных позиций, в общественном сознании начинают упрочиваться «человеко-» и «лингвоцентричные» представления о назначении поэзии. Поэзия объявляется квинтэссенцией национального языка и литературы; именно она, пусть и опосредованно, формирует национальное сознание, передает культурный опыт и меняет жизнь всех членов общества. Как само поэтическое творчество, так и труд по его восприятию «очеловечивают» человека, формируя в нём его собственные сущностные характеристики – желание развиваться, стремление к полноте бытия, к самопознанию. Поэт же выступает хранителем национального языка и культурного кода и, если может, совершенствует их. В XXI веке рассматриваемый вопрос теряет свою былую остроту и бытует лишь в профессиональных сообществах литераторов.

Ключевые слова

Литературное (поэтическое) творчество, назначение поэзии, популярное стихосложение, методика преподавания литературы в школе и вузе, технологии обучения.