Аннотация
В настоящее время законодательство многих развитых и развивающихся стран, в том числе в России, рассматривает формальные деловые взаимоотношения в процессе трудовой деятельности как единственный вид взаимоотношений, на основе которого создаются нормы и правила. Данные нормы и правила представляют собой комплекс мер для решения коммуникативных проблем в сфере бизнеса. Однако, кроме формальных деловых взаимоотношений, также существуют неформальные деловые и дружеские отношения. В настоящее время неформальные деловые и дружеские взаимоотношения в рамках трудовой деятельности не охватываются в полной мере законодательным регулированием на международном рынке. Однако именно они сегодня являются основой для регулирования корпоративной культуры в компаниях и влияют на такие параметры, как удовлетворенность и качество работы персонала. Вопрос существования и регулирования формальных и неформальных деловых взаимоотношений, а также дружеских взаимоотношений не освещен в полной мере и в научной среде. Для повышения эффективности коммуникации в деловой сфере требуется изучить теоретический и практический материал, касающийся рассмотрения всех составляющих деловой коммуникации. В соответствии с вышеизложенным, было проведено научное исследование в виде анкетного опроса для разграничения формальной и неформальной коммуникации в рамках корпоративных отношений и определения влияния каждого их этих видов коммуникации на качество деловых взаимоотношений в условно рассматриваемой компании.
Ключевые слова
Формальная и неформальная коммуникация, эффективность коммуникации, деловая сфера, опрос, бизнес-дискурс.