Аннотация
В статье рассматривается специфика понятия «лиризм» применительно к художественной антропологии поэта «второго ряда» А.Н. Яхонтова (1820-1890). Уясняется характер соотношения категорий «лиризм» и «лирика» в литературном сознании середины XIX века. Делается вывод об основополагающей роли «лиризма» (как онтологической предрасположенности к творчеству) в формировании литературной позиции и своеобразия приемов письма «второстепенного» поэта. Не достигая реализации в «лирике» как вершинном художественном результате воплощения «лиризма», Яхонтов искал способов его выражения в формах «чужого слова» (перевод, стилизация, подражание, заимствование). Мотивируется заключение о том, что «второстепенный» поэт избирает для себя эстетику «безличного лиризма» и, отказываясь от поэтической индивидуальности, сохраняет «лиризм» во всех жанрово-родовых формациях, в переводах и оригинальном творчестве, в откликах на социальные и нравственные проблемы века, донося «живое» слово до читателей-современников.
Ключевые слова
Лирика, лиризм, художественная антропология, А.Н. Яхонтов, «второстепенный» поэт, поэтическая индивидуальность, «чужое слово».