Скачать PDF

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению неочевидного для поэзии представителей «парижской ноты» мотива надежды. Изучение стихотворений Б. Заковича, Ю. Мандельштама, П. Ставрова, Ю. Терапиано, И. Чиннова, А. Штейгера в рамках историко- литературного подхода с подключением мотивного анализа позволяет утверждать, что наряду с развитием мотивно-тематического комплекса отчаяния, бессмыслицы существования, неприкаянности, одним из объединяющих моментов является лирическое балансирование на грани безнадежности и надежды, позволяющее осуществить выход к «последним словам» о человеке и человечности, как той творческой сверхзадаче, которую ставил перед начинающими русскими поэтами- изгнанниками в 1930-е годы вдохновитель «парижской ноты» Г. Адамович. Осуществленный анализ стихотворений позволил выделить несколько типов раскрытия мотивной антиномии надежды и безнадежности в лирике русского Монпарнаса. Во-первых, мотив утраты надежд и утверждение состояния отчаяния как единственной правды о человеке в ситуации эмиграции. Во-вторых, отказ от бесплодных надежд как иллюзий в пользу безнадежности как духовной трезвости и стоической формы приятия жизни как таковой. В-третьих, мотив надежды на обретение надежды из глубин падения в отчаяние как веры в способность человеческого духа прикасаться к бытийственной истине в противовес бессмыслице существования в истории. В-четвертых, парадоксальная связь надежды с памятью о родине как животворном источнике смысла, противостоящем безнадежности изгнаннической доли. В-пятых, утверждение возможности чуда обретения надежды как встречи с Богом и восстановление триединства веры, надежды и любви в единичном духовном опыте личности.

Ключевые слова

Парижская нота, мотив, Г. Адамович, Б. Закович, Ю. Мандельштам, П. Ставров, Ю. Терапиано, Л. Червинская, И. Чиннов, А. Штейгер.