Скачать PDF

Аннотация

Актуальность исследования определяется бурным развитием компьютерных технологий, информационных и коммуникационных средств, ведущих к возникновению и широкому распространению кардинально новых видов текстов - гипертекстов. Следствием этого становится необходимость подготовки обучающихся к жизни в современном информационном обществе в качестве его полноценных членов и, в частности, к эффективной работе онлайн с ресурсами Интернета, которая оказывается невозможной, если человек не владеет гиперчтением. В тоже время наблюдается недостаточная разработанность проблемы обучения гиперчтению студентов образовательных учреждений высшего образования в педагогической теории и, как следствие, отсутствие гибких педагогических методик и технологий обучения гиперчтению. Таким образом, целью настоящего исследования выступает разработка педагогической технологии, обеспечивающей формирование соответствующих компетенций в области гиперчтения у студентов, изучающих дисциплину «Иностранный язык». Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: установление специфических особенностей гиперчтения как одного из видов чтения, осуществляемого в ходе коммуникативной деятельности; определение структуры педагогической технологии; конкретизация отдельных компонентов технологии и их содержательного наполнения. Обозначенная цель определила основные методы исследования, в качестве которых использовались анализ научной литературы и педагогическое моделирование. В результате проведённого исследования создана педагогическая технология обучения гиперчтению студентов, в состав которой входят научный блок, представленный философскими основами, методологическими подходами, закономерностями и сущностными характеристиками; дескриптивный блок, включающий цель, принципы и методы; процессуально-деятельностный блок, состоящий из целеполагания, планирования, организации, реализации цели и анализа результатов.

Ключевые слова

Гиперчтение, педагогическая технология, комплекс заданий, обучение гиперчтению студентов вузов.