Аннотация
Статья посвящена рассмотрению художественного наследия Виктора Пелевина с позиции рецептивной оценки литературных экспериментов в номинации жанра. Думается, что формальный ценз автора касается не только дублирования того или иного конструкта, но и ориентирован на претворение более сложного эстетического замысла. Проза Виктора Пелевина становится неким диалогом с литературной классикой, синкретическим искусством. В данной статье показан вектор оценки жанровых приоритетов писателя. Также сделана попытка верифицировать, как в условиях новой литературы, литературы постмодернизма, реализуется и функционирует синтетический формат мифа. Для Виктора Пелевина также важно сориентировать потенциального читателя на конкретизацию авторской модели оценки реальной действительности, так как постмодернистская реальность есть симулякр в чистом виде. Иллюзия настоящего и объективного совмещена в мифологической системе ориентиров. Следовательно, миф в понимании постмодернистов - точечная, сингулярная конструкция, с помощью которой плюрализм художественных мнений можно довести до эстетического абсолюта. Творческий диалог постмодернистов с культурно-историческим наследием расшатывает жесткий конструкт жанра, подвергает переосмыслению и деформации сознательный опыт. В финале автор приходит к мысли, что проза Виктора Пелевина является интересной попыткой примерить в едином метатексте культурное пространство разностей. Художественный предел находится на сочетании условности, объективности, индивидуальности, метафоричности. Материалы данной статьи могут быть продуктивно использованы для декодирования постмодернистских текстов с позиций жанрового эксперимента как отечественных, так и зарубежных авторов.
Ключевые слова
Виктор Пелевин, постмодернизм, автор, жанр, рецептивная эстетика, миф, структура, читатель, диалог художественных сознаний, литературный эксперимент.