Аннотация
Цель данной статьи связана с исследованием провокативного характера экфрасиса в прозе Джона Бэнвилла, одного из самых экспериментальных постмодернистских писателей Ирландии. Два его романа – «Улики» (1989) и «Привидения» (1993) – представляют собой интерес для этой цели. Эти романы сконцентрированы на таинственной и неодолимой власти живописи, провоцирующей героев Бэнвилла на совершение отвратительных преступлений. Экфрасис оказывается здесь источником сюжетной структуры романов, содержащей элементы триллера и детектива.
Проводя итоги, касающиеся главных подходов к экфрасису в романах Бэнвилла, необходимо заметить, что, во-первых, экфрасис здесь не только простая вербальная репрезентация произведения визуального искусства, но он формирует структуру его восприятия. Во-вторых, экфрасис у Бэнвилла превращается в главный принцип порождения самого текста: путь от объекта к экфрасису связан с многочисленным пересечением границ семантических полей. И, втретих, Бэнвилл раскрывает парадоксальную природу экфрасиса. С одной стороны, создавая иллюзию визуального искусства с помощью слов, экфрасис напоминает о главенствующей власти логоса. Но, с другой, экфрасис намечает ту границу, которую не дано преодолеть слову и за которой лежит великий океан творческого безмолвия.
Ключевые слова
Экфрасис, восприятие, ужас, притягательность, визуальный, вербальный, интертекстуальный, образ, воображение, семантическое поле.