DOI 10.52172/2587-6945_2022_22_4_13
Аннотация
Несмотря на достаточную исследованность творчества Ф. М. Достоевского, проблема, к которой обращаются авторы статьи, до сих пор не оказывалась в фокусе внимания филологов. Работа посвящена вопросу, связанному как с биографией (личной судьбой) писателя, так и с его литературным наследием, – это вопрос о мотиве «офицерства» в творчестве Достоевского. Почти во всех произведениях рассматриваемого автора – в очерках, повестях и романах, от «Бедных людей» до «Братьев Карамазовых» – появляются персонажи, имеющие военное звание. Герои писателя, имеющие отношение к офицерской среде, авторами предложенного исследования условно классифицируются на два разряда – случайные (или «проходные») и существенные (определяющие характеристику образной системы произведений). К первому разряду можно отнести безымянных героев-офицеров из «Бедных людей», «Двойника», их роль в произведениях невелика. На переходе между первым и вторым разрядом оказываются, по мнению авторов работы, герои так называемых «комических повестей» Достоевского. Выявлена изменяющаяся (в образной, сюжетной, идейной сфере) роль героев-офицеров в послекаторжных повестях «Записки из подполья» и «Кроткая». Выявлен закономерно-неровный ритм реализации мотива «офицерства» в великом пятикнижии. В процессе рассмотрения специфики участия героев-офицеров в обстоятельствах жизни и судьбах главных героев в романах «Преступление и наказание», «Бесы» и «Подросток» сделан вывод, что кажущаяся случайность появления офицеров на самом деле обманчива. В «Идиоте» же и «Братьях Карамазовых», напротив, как показано в работе, Достоевский подчеркивает концептуальную значимость «офицерской» стихии в истории и характерах тех или иных персонажей.
Ключевые слова
Ф. М. Достоевский, художественное творчество, мотив, офицерство, герои-офицеры, «великое пятикнижие».