DOI 10.52172/2587-6945_2022_22_4_63
Аннотация
Данная статья начинает собой цикл работ о методике и технологиях обучения литературному (поэтическому) творчеству в вузе и школе. Автор статьи исходит из зародившегося в античности понимания искусства как «техники» и поэзии как «технологического» процесса – «творения», «делания» с опорой на знания и правила. Именно так «стихо-творство» воспринималось в России на этапе его зарождения и становления – в конце XVII – первой половине XVIII вв. Вытесненное затем романтическими концепциями о богодуховенности поэзии, о поэте – гении и пророке, о вдохновении, а не «правилах» как основе поэтического творчества, это представление оказалось частично возрождено в эпоху модернизма (причем как в массовой, так и в элитарной культуре), а затем подхвачено некоторыми советскими поэтами, критиками и энтузиастами.
Если считать, что одной из задач среднего и высшего образования в России является формирование творческой личности, то учитель литературы может принять в этом процессе самое непосредственное участие. Ему вполне по силам приобщить учащихся к словесному (поэтическому) творчеству. Для этого к последнему следует подойти как к «технологии» со своими этапами и процедурами. Первый этап – историко-теоретическое знакомство с понятием и феноменом поэзии. В качестве рабочего в статье принято определение поэзии как вида речи, по своей организации и форме противопоставленного 1) речи обыденной и 2) художественной прозе. В качестве «определителей» поэзии как такого типа речи указываются: расположение текста на странице «в столбик» – стих как единица членения текста – ритм как способ внутренней организации стиха – рифма как привычное русскому слуху «украшение», дополнительно поддерживающее ритм и организацию текста «по вертикали».
Ключевые слова
Литературное (поэтическое) творчество, поэзия, популярное стихосложение, теория стиховедения, методика преподавания литературы в школе и вузе, технологии обучения.