DOI 10.52172/2587-6945_2022_22_4_150
Аннотация
В фокусе внимания автора работы – проблема читательской грамотности, которая рассматривается как способность человека понимать и использовать в своей деятельности тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность представлена в статье и как одна из ключевых компетенций современной динамичной личности, умеющей овладевать новыми знаниями, свободно и творчески мыслящей.
«Русский родной язык» в современной школе, как показано в статье, – это предмет, ориентированный на воспитание уважения к русскому языку. Курс расширяет представление о русской языковой картине мира. Именно поэтому на данных уроках есть возможность целенаправленно и методично развивать читательскую грамотность обучающихся. Для развития читательской грамотности можно использовать разнообразные приемы. Среди приемов, на которые обращено внимание в статье, можно выделить несколько. Работа со словом с точки зрения лексики и этимологии. Поиск нужной информации в словарях как бумажных, так и электронных. Задания на развитие внимательности к слову. Прием «текст с пропусками». Приёмы смыслового чтения.
Отмечается необходимость разработки методических материалов на примере заданий PISA для выявления уровня сформированности читательской грамотности школьников. Создавая подобные задания, необходимо выбрать текст, продумать систему тестовых вопросов к нему. В статье отмечается, что в таких заданиях должны быть представлены вопросы нескольких типов: на умение находить информацию в тексте, на умение интерпретировать текст; вопросы открытого и закрытого типа; базового и повышенного уровня.
Ключевые слова
Читательская грамотность, русский родной язык, компетенция, приемы, смысловое чтение, функциональная грамотность.