Аннотация
В статье анализируется книга мемуаров З. Гиппиус «Живые лица», которая является весьма ценным источником для знакомства с пережившими революционный разлом писателями, поэтами, историческими деятелями Серебряного века. Передавая своеобразие переломной эпохи, З. Гиппиус прибегает к созданию литературных портретов А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, В. Розанова, А. Вырубовой, Ф. Сологуба. Постижение их образов для автора немыслимо вне религиозно-философского контекста времени и собственного богоискательства. Проблемы смерти и бессмертия, правды и праведности, греха и воздаяния формируют сквозной мифосюжет очерков «Живых лиц». Значимыми в книге становятся мотивы искупления, возмездия, бессмертия, которые в понимании З. Гиппиус в соответствии с христианскими канонами рассматриваются как основа процесса вочеловечения. Критика волнуют вопросы о сложности и цели бытия. Внимание З. Гиппиус неизменно переходит от внешнего к внутреннему, религиозно-философский подтекст теснит воспоминания о деталях быта. Автор стремится наиболее полно выразить состояние духа портретируемых. Для этого в документально-мемуарную форму литературного портрета привносится психологизм, необходимый для узнавания «своего» в «чужом» собеседника. Создание «живых» портретов современников становится для З. Гиппиус, вместе с тем, вариантом оправдания собственной эстетической практики. Ей удается сделать судьбу портретируемых персонажей частью собственного мифа, интерпретировать смерть героев не как конец, а как возможность перехода в новое качество, актуализировать идеи воздаяния и спасения, а также показать свое «живое» лицо с симпатиями и антипатиями.
Ключевые слова
З. Гиппиус, литературный портрет, А. Блок, В. Розанов, В. Брюсов, мотивы искупления, бессмертия, возмездия.