Скачать PDF

Аннотация

В данной статье предпринята попытка дать краткий обзор исследований лексики алкогольного опьянения в лингвистике от самых ранних лексикографических изысканий лингвистов-любителей до научных работ специалистов в области когнитивной лингвистики. Со времен изобретения первых пьянящих напитков в 6 тысячелетии до нашей эры тема употребления алкоголя стала играть важную роль в общественных отношениях. Последствия употребления алкоголя, положительные или отрицательные, во многом отражаются в богатом лексиконе застолья, алкогольных напитков и алкогольного опьянения, затрагивающем как отдельные слова, так и фразеологизмы во многих человеческих языках. Существует даже некая культурная и языковая универсальность данного явления. Следовательно, алкогольное опьянение – это явление многомерное, многоликое и широко распространённое в языковом пространстве. Употребление алкоголя является социально значимым явлением в современном мире, этот феномен имеет множественную номинацию в языке. Тема алкоголя и его употребления является уникальной сферой традиционного языкового словотворчества. Однако исследования в лингвистике на тему употребления алкоголя ограничиваются лишь рассмотрением отдельных аспектов темы или ее паремиологической реализации и не содержат всестороннего лингвистического анализа тематического пространства языка, характеризующего сферу употребления алкоголя. Работы в этой области, как правило, ограничиваются характеристикой одного аспекта отдельных слов и выражений. Вышеупомянутое поднимает интерес к исследованию соответствующей лексики. Образование множества слов и словосочетаний в данной понятийной сфере в самых разных языках стимулирует устойчивый интерес лингвистов к теме алкогольной лексики.

Ключевые слова

Лексикография, концептуальная метафора, лексика, алкогольное опьянение, когнитивистика.