Аннотация
Данная статья является третьей в цикле работ автора о методике обучения литературному (поэтическому) творчеству в вузе и школе. В статье разбирается практический вопрос о том, как быстро и легко научиться определять стихотворный метр и размер «классических» (силлабо-тонических) русских стихов. По наблюдениям автора, это занимает в среднем 60 минут, независимо от контингента обучающихся. Система соответствующих знаний на всех уровнях их усвоения и обучения их использованию (ученический, репродуктивный, реконструктивный, творческий) складывается из следующих этапов, процедур и конкретных действий: 1) предварительный (факультативный) этап: проверка имеющихся у обучающихся знаний по теории стиховедения: опознание ими стихотворных метров и размеров на примерах; 2) освоение и усвоение «стиховедческого тезауруса»; на этом этапе индуктивным путём на конкретных примерах изучаются такие термины и понятия, как: ритм, силлаботоника, слог, метр, стопа, размер, а также пять основных стоп (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест) и четыре дополнительных (пиррихий, спондей, амфимакр, трибрахий); 3) центральный этап – обучение определению стихотворного метра и размера путём соотнесения реального ритма строки и «идеальной» метрической схемы; 4) отработка учениками полученных знаний: от разбора примеров учителем к самостоятельным действиям; ответы разбираются коллективно, учитель даёт необходимые комментарии.
Ключевые слова
Методика преподавания литературы в школе и вузе, технологии обучения, стихотворный метр, размер и ритм, силлаботоника, популярное стихосложение, литературное (поэтическое) творчество.