Аннотация
В статье осуществляется анализ любовной лирики Ф. И. Тютчева с целью установления особенностей жизни русских женщин в контексте их взаимоотношений со своими возлюбленными. По мнению автора статьи, отличительной чертой «Денисьевского цикла» является его направленность на репрезентацию существования русской женщины, ее психологически сложное положение в семье и в обществе. Через поэзию Тютчев стремился познать чувства русских женщин во всей их сложности и на всех уровнях: метафизическом, социальном, психологическом. Образ возлюбленной, описанный поэтом, создает ощущение неизбежности трагичного финала существования женщины, отдавшей себя страстной любви. В контексте экзистенциальных теорий К. Ясперса и Г.-Г. Гадамера, представлявших ситуации вины и смерти неразрывно связанными, автор статьи предполагает, что в «Денисьевском цикле» Тютчев отождествляет страстную любовь с неизбежной смертью, а мужчину, являющегося объектом страстной любви, – с убийцей. Проводится сопоставление любовной лирики Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова. Показано взаимное влияние поэтов на творчество друг друга. Отмечаются сходные взгляды двух русских классиков на трагичность существования женщины, а также отличительные особенности, которые заключаются, например, в том, что в поэзии Тютчева женщина, как изначально более слабое существо, обречена на страдания в ситуации страстной любви, в поэзии же Некрасова мужчина и женщина могут выступать как равные партнеры, взаимно причиняя страдания друг другу. Страдание женщины трактуется в свете экзистенциальных теорий Ясперса как пограничная ситуация, в которой отчетливо проявляется неизбежность конечности человеческого существования и несущественность повседневных забот, занимающих человека.
Ключевые слова
Русская литература, экзистенциализм, любовная лирика, Тютчев, Денисьева, Некрасов, Ясперс, Гадамер.