Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2021_17_3_69

Аннотация

В центре внимания статьи – гоголевские киноинтерпретации. Не секрет, что на протяжении многих лет – почти с момента возникновения кинематографа – тема взаимодействия литературы с киноискусством обращает на себя внимание многих теоретиков и практиков. В числе таких людей сторонники ОПОЯЗа, С. М. Эйзенштейн, ученые вроде У. А. Гуральника, Н. С. Горницкой, Н. М. Зоркой и многих других. Автор статьи приводит примеры экранизаций Гоголя, начиная с эпохи немого кинематографа и заканчивая постмодернистскими вариантами. Фильмы характеризуются в соответствии с тем временем, в которое они были созданы. В связи с этим в статье упоминаются такие значимые понятия, как фантастика Мельеса, французская «новая волна», кинематограф Пазолини и др. Важным является ещё и то, что рассмотрение экранизаций, – а гоголевских экранизаций достаточно много – не может не затрагивать историко-функциональный аспект. Причина этому – разные стадии развития кино как искусства. Поскольку в ходе этого процесса проявляются технологические и языковые особенности и отличия, образующиеся по мере развития обоих искусств, то особенности эти затрагивают и процесс киноинтерпретации. И, стало быть, встает вопрос о специфике перевода литературного текста на киноязык. Ведь известно, что кинематография Гоголя прошла через несколько стадий: стадию немого монохромного кино, периоды становления жанров (сказка, хоррор), постмодернизм. Изучение интерпретаций постмодернистских представляется особенно важным, так как позволяет понять, каким образом авторы, чьей установкой является нацеленность на игру, используют гоголевские тексты. В постмодернистских интерпретациях, в отличие от классических экранизаций, зритель узнает произведения писателя по цитатам (сюжетам, мотивам, образам, деталям), а не по идеям произведения (идея праведного труда, христианская идея воскрешения). Практически то же самое происходит и в немом кино. Однако исключительно потому, что на стадии немого кинематографа кино ещё не оформилось как искусство (исключение – фильм «Шинель» 1926 г.). И, так как подобного комплексного исследования экранизаций Гоголя осуществлено не было, это позволяет говорить о новизне предпринятой работы.

Ключевые слова

Интерпретация, немой кинематограф, киноавангард, классика экранизации, постмодерн, гоголевская поэтика.