Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2021_17_3_95

Аннотация

В статье изложены основные идеи славянофильства и показано их влияние на творчество Ф. И. Тютчева, раскрыт исторический контекст, в котором родилось и функционировало течение. Теоретическую основу славянофильской мысли составляли размышления и публикации православного духовенства и немецких философов, таких как Шеллинг, Кант, Гегель и Шопенгауэр. Представлены основные принципы славянофильства: религиозный характер, любовь к русскому народу и антикрепостнический характер; кратко рассмотрены основные доктрины славянофильства, представленные И. Киреевским, А. Хомяковым и К. Аксаковым. На этой основе показано возникновение элементов славянофильской идеологии в творчестве Ф. Тютчева. Важным её компонентом является христианское мировоззрение поэта, раскрываемое в большинстве его произведений. Поэт выступал против искажения веры, которое, по его мнению, имеет место в католицизме и протестантизме.

По сути, он исповедовал превосходство православия, которое, по его мнению, единственно сохранило верность христианской традиции. В статье также отмечается, что творчество Тютчева характеризуется противопоставлением Востока Западу. Поэт постулировал возникновение христианской державы, основанной не на материальной силе, а на чистоте, исходящей от истинного христианства. Детально проанализировано стихотворение «Славянам», написанное по случаю Славянского съезда 1867 года. Поэт продемонстрировал в нем свою надежду на объединение славян. В процессе анализа произведения показано, что Тютчев, как и другие славянофилы, видел Россию как империю, отмеченную высшей целью, превосходство которой признает весь Запад, потому что его духовное возрождение возможно только через интеграцию с православием.

Раскрывая славянофильские элементы в творчестве поэта, следует сказать, что он был противником следования за Западом и использования того, что для России чуждо. По мнению автора, важен тот факт, что это христианский поэт, деятельность которого основана на православной вероучении, и именно оно находится в центре его размышлений. Тютчев, как и другие представители славянофильства, стоит на позиции, что Россия должна руководствоваться собственным путем развития и стоять на страже забытых Западом ценностей, ибо именно так она может стать христианской державой. В финале сделан вывод о том, что не все элементы славянофильской идеологии присутствуют в творчестве Тютчева, однако вдохновение славянофильской доктрины неоспоримо.

Ключевые слова

Гражданская поэзия, славянофильство, польский вопрос, апология православия, панславизм, мифологема особого пути, литература vs идеология, историософия империи, внутри-славянские конфликты.