DOI 10.52172/2587-6945_2022_21_3_46
Аннотация
Предметом исследования данной научной статьи является мифологическая коммуникация. Цель работы – рассмотреть феномен мифологической коммуникации в романах В. Пелевина 1990-х и 2000-х годов и проанализировать её в произведениях выделенных этапов с помощью историко-литературного, сравнительного, архетипического методов и метода мифопоэтического анализа. Актуальность исследования определяется тем, что современный человек в настоящее время оказывается вновь под сильнейшим влиянием мифологических образов, мотивов, архетипов, возникает острая необходимость разобраться в вопросе, как именно воздействуют мифы на человеческое мышление – индивидуальное и коллективное. Чтобы понять это, можно рассмотреть, как проявляется мифологическая коммуникация в романах Виктора Пелевина 1990-х и 2000-х годов, в которых отражаются многие процессы, переживаемые обществом. В статье рассматриваются понятия мифологической коммуникации и мифологических архетипов. Опирается работа на классификацию базовых архетипов, предложенную Карлом Юнгом, учитывается характеристика этого исследователя каждого архетипа. В фокусе внимания в статье оказывается и задача выявления сходств и различий между функциями мифологической коммуникации в романах 1990-х и 2000-х годов. Материалом данного исследования стали такие романы Виктора Пелевина 1990-х годов, как «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation “П”» и художественные произведения данного автора 2000-х годов, среди которых «Числа», «Шлем ужаса», «Empire V». В процессе исследования Результатом исследования является вывод о том, что мифологическая коммуникация значима на каждом периоде творчества писателя, однако на разных этапах она имеет как сходства, так и различия.
Ключевые слова
Мифологическая коммуникация, архетип, миф, роман, В. Пелевин, неомиф.