DOI 10.52172/2587-6945_2022_21_3_70
Аннотация
Одним из действенных способов вовлечения современных школьников в процесс чтения является просмотр ими экранизации литературного произведения и дальнейшее обсуждение ее на уроке интермедиального типа. Содержание такого урока может составить, в частности, сравнительный анализ литературного текста (повесть-сказка А. Погорельского «Черная курица…») и кинотекста (экранизация режиссера В. Греся). Как известно, произведение Погорельского имеет дидактическую направленность, но сама воспитательная задача решается посредством построения увлекательного романтического фантастического сюжета о путешествии мальчика в «иной» мир. Режиссер В. Гресь в своем кинопереложении повести акцентирует внимание на истории нравственного падения и воскресения мальчика Алеши, исследует «чистоту и гармонию детства», а также воссоздает историческую эпоху – Петербург конца XVIII века. В. Гресь находит кинематографические средства для изображения романтического двоемирия; визуализирует образы и события, лишь упоминаемые или подразумеваемые Погорельским. Сопоставляя произведения, относящиеся к разным видам искусствам, следует учитывать специфику «языка» литературы и кино, фиксируя на уроке как сходства между двумя текстами, так и различия между ними. Для этого учитель должен отобрать и использовать два ряда наиболее репрезентативных терминов, литературоведческих и кинематографических. Среди них: 1) сюжет, образная система, персонаж, психологизм, историзм, интерьер, деталь и др.; 2) план, ракурс, кадр, монтаж, свет, цвет, звук и др. В ходе интермедиального урока следует использовать такие формы и приемы, как таблица, схематизация, сознательное применение изучаемых терминов. В итоге учащиеся должны прийти к идее «дополнительности» двух текстов.
Ключевые слова
А. Погорельский, В. Гресь, экранизация, интермедиальность, методика преподавания литературы в школе.