Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2022_21_3_25

Аннотация

В статье предпринимается попытка раскрыть механизм рециркуляции тем и идей в рамках литературного творчества как одного из существенных свидетелей и показателей культуры. Объектом исследования служат тексты песен немецкой индастриал-метал-группы «Rammstein», на основе анализа которых автор выявляет очевидную взаимосвязь их тематики с эстетической концепцией немецких натуралистов конца XIX в., а также отмечает некоторые аналогии в особенностях её реализации.

Представители натуралистического направления принимали всю многогранную реальность человека и окружающего, включая любые негативные проявления, рассматриваемые искусством как нечто недостойное изображения, моветон. Поддерживая данную тенденцию, «Rammstein», в лице автора текстов, Тилля Линдеманна, на протяжении почти трёх десятков лет предлагает обществу так называемый «неудобоваримый», «неполиткорректный» продукт, обнажающий пороки и недостатки, имеющие отношение, прежде всего, к биологической природе человека. Противоречие между несовершенством человека и общества, с одной стороны, и стремлением преодолеть это состояние, с другой, не утрачивает свою актуальность в течение столетий и остаётся постоянным стимулом литературного творчества. Вариативной составляющей в данном случае являются конкретные общественно-исторические условия и, как следствие, цель и особенности изображения проблемной ситуации. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что основой конфликта для немецких натуралистов послужили неприятие, игнорирование вышеупомянутого противоречия, в то время как в текстах «Rammstein» акцентируется внимание на излишней расположенности общества по отношению к его негативным проявлениям, их поощрении и, как итог, поглощении, ассимиляции этих проявлений.

Ключевые слова

«Rammstein», Тилль Линдеманн, немецкий натурализм, эстетика, традиция, литературная аллюзия, порок, табу.