Скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь произведений Е. И. Кострова, написанных на смерть видных государственных деятелей, с агиографическим жанром Древней Руси. В исследовательский оборот впервые вводятся тексты, публиковавшиеся в XVIII веке и впоследствии не переиздававшиеся: «Стихи на кончину Московского градоначальника князя Василия Михайловича Долгорукого-Крымского» (1782), «Стихи на кончину князя Василия Владимировича Долгорукого» (1782), «Стихи на кончину его сиятельства графа Федора Григорьевича Орлова» (1796). Анализируются также «Стихи на кончину сенатора Петра Васильевича Хитрова» (1793), вошедшие в сборник «Поэты XVIII века» (1972). В исследовании используется сравнительно-типологический метод. Устанавливается преемственность между плачами и риторическими приемами в произведениях Древней Руси, оплакивающих и прославляющих умершего святого, и «траурными» элегиями Е. И. Кострова. Ведущими эмоциональными темами в древнерусской агиографии и произведениях Кострова являются скорбь и восхищение. Связь с эмоционально-экспрессивным стилем древнерусской литературы в наибольшей степени выявляется в более ранних траурных элегиях. В них даются яркие эмоциональные картины всеобщего плача, нагнетается атмосфера печали. Плачи в более поздних произведениях тоже присутствуют, но на первый план выходят другие темы: философские рассуждения о жизни и смерти и изображение добродетелей и заслуг умершего. Сквозным, связанным с русской православной ментальностью, мотивом во всех текстах является мотив переселения души умершего в пространство Вечности. Тема веры в умиротворенную жизнь души в Божественных селеньях оказывается ведущей в элегии, написанной в последний год жизни Е. И. Кострова. Основная идея всех его произведений заключается в утверждении добродетели и бессмертия тех, кто вел праведную жизнь на земле.

Ключевые слова

Русская поэзия XVIII века, древнерусская агиография, траурная элегия, житийный плач, аксиология литературы.