Скачать PDF

Аннотация

В данной работе рассматривается проблема становления «эпохального героя» на примере Средневековых литературных повестей как предшественников повестей («гисторий») петровского времени, процесс формирования его сознания и мировоззрения. Личность ‒ это «зеркало» исторической эпохи, сформированная в конкретных социокультурных реалиях. В связи с этим возникает вопрос дифференциации литературного героя, его типов. Развитию эпохального героя способствовало изменение исторического самосознания, именно это явление становится особенно любопытным в процессе исследования становления личности в литературе XVIII–XIX вв. В литературной традиции сложилось определённое понимание характера русского человека, возникла типология литературных героев, этот феномен обусловлен «вызовом эпохи». При рассмотрении проблемы становления «эпохального героя» необходимо проследить его эволюционный путь: процесс формирования сознания и мировоззрения. Для этого стоит прибегнуть к рассмотрению литературы периода Средневековья, именно в ней мы впервые встречаемся с героем, отражающим эпохальный, исторический строй, уклад быта, культурную среду эпохи. В повествовании возникают персонажи «выразители» времени, с помощью которых автор демонстрирует читателю общественные жизненные устои. И хотя художественная литература Средневековья не была выделена в автономную область коллективного сознания, она выполняла важную связующую роль с традиционными человеческими ценностями: религией, народной традицией. Именно в Средневековой литературе мы всё чаще встречаемся с личностью, отражающей эпохальный, исторический строй, уклад быта, культурную среду эпохи. В повествованиях возникают персонажи – «голоса» времени, с помощью которых автор демонстрирует читателю общественное жизненное начало.

Ключевые слова

Петровская эпоха, литературный предок, бытовые повести, эпохальный герой, выразитель времени, историзм, литературная традиция.