Скачать PDF

Аннотация

В статье внимание автора сосредоточено на анализе усадебного времяпрепровождения в ранних произведениях А. П. Чехова («Цветы запоздалые», «Добродетельный кабатчик», «Безнадежный»). Усадебный досуг в предшествующей Чехову литературе представлял собой философские беседы, увлечение музыкой и чтением, различного рода развлечения. Времяпрепровождение определялось личностью владельца усадьбы. Чехов, опираясь на традиции изображения усадебного досуга предшествующей литературы, пародийно переосмысляет их. Сцена чаепития в «Цветах запоздалых» лишена философских размышлений и идеологических споров. Более того, такого рода беседы здесь невозможны, следовательно, невозможно и сближение главных героев. Комический эффект создается при помощи семантического сдвига. В «Добродетельном кабатчике» читатель сталкивается с подменой роли слуги и помещика. Чехов пародийно обыгрывает стереотип о «всепрощающем народе». В рассказе «Безнадежный» представлено несколько вариантов времяпрепровождения барина. Если в предшествующей литературе любование природой, игра в шашки или в винт, обращение к альбому – это способ вести диалог, размышлять, обращаться к прошлому, то для чеховского героя – это всего лишь способ скоротать время. На основе анализа вышеуказанных произведений автор приходит к выводу о том, что Чехов, разрушая ставшее стереотипным усадебное времяпрепровождение дворян, показывает утрату усадебной культуры.

Ключевые слова

А. П. Чехов, пародия, усадьба, усадебное времяпрепровождение, «Цветы запоздалые», «Добродетельный кабатчик», «Безнадежный».