Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2022_20_2_41

Аннотация

Цель статьи – текстологическое исследование и реконструкция первого варианта поэмы Бориса Ручьева «Полюс», введение в научный оборот ранее не опубликованного варианта вступления к поэме. Комбинация литературоведческих сравнительно-исторического и биографического методов позволяет взглянуть на трагический период истории России, связанный со сталинскими репрессиями, сквозь призму личной истории, изложенной поэтом в образных формах, выявить специфику лагерной поэзии Ручьева. Актуальность предпринятого исследования определяется малоизученностью лагерной поэзии Бориса Ручьева. В архивных документах магнитогорской поэтессы Н. Г. Кондратковской был обнаружен не изданный ранее рукописный вариант вступления к поэме Б. Ручьева «Полюс» с автографом поэта. В этом, скорее всего, первом варианте документальная функция преобладает над эстетической. Тогда как в последующих, подготовленных к печати, процензурированных вариантах этого текста правка идет в сторону усиления художественности и ослабления эмоциональности, экспрессивности. Текст вступления к поэме «Полюс» Б. Ручьева, являясь одним из шедевров лагерной поэзии, содержит в себе типичные черты «лагерной литературы»: биографический характер, обусловленный личным опытом; документальность (художественный документ о человеке); художественный образ лагеря как особого пространства (лагерь-остров, архипелаг); образ зоны как ада; философское осмысление человека в ситуации «несвободы», ситуации «экзистенциального выбора», одиночества, брошенности, растерянности.

Ключевые слова

Лагерная поэзия, потаенная литература, Борис Ручьев, Магнитострой, советская культура.