Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2022_20_2_93

Аннотация

Важность данного исследования определяется переходом к цифровой экономике. Это обстоятельство влечёт за собой необходимость подготовки в системе высшего образования компетентных специалистов способных не только эффективно исполнять свои профессиональные обязанности, владеющих цифровыми технологиями, но и готовых продуктивно осуществлять социальные функции. Исполнение указанных функций оказывается невозможным без наличия у студентов системы соответствующих ценностей, которые задают направление всем видам деятельности, в которых они участвуют в период обучения вузе и во время профессиональной карьеры. В данной статье выделяются и обосновываются ценности, входящие в содержание социальной зрелости студентов технического вуза, обусловливающие процесс её становления в условиях цифровизации системы высшего образования. Обозначенные ценности представляют собой систему, включающую три подсистемы: базовые, нормативно-государственные и педагогические ценности, в которые входят ценности-цели и ценности-средства. Каждая из подсистем выполняет соответствующую функцию: методологическую, заключающуюся в том, что она позволяет определить содержательное наполнение социальной зрелости студентов, регулятивную, посредством которой деятельность студентов направляется на достижение социально значимых результатов, и инструментальную, регулирующую педагогическое взаимодействие в образовательном процессе вуза. Ценности цифровизации входят во вторую подсистему. Они детерминированы особенностями современного цифрового общества, и определяются человеческим, технологическим и экономическим факторами. Использование цифровых образовательных технологий как ценностей-средств характеризует цифровой образовательный процесс. Их дидактическими свойствами являются: интерактивность, свобода информационного поиска, мультимедийность, индивидуальность, ориентированность на молодёжь, гипертекстовость.

Ключевые слова

Ценности, социальная зрелость студентов технического вуза, цифровизации высшего образования, становление социальной зрелости.