Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2022_20_2_54

Аннотация

В статье рассматривается рецепция античного мифа в литературно-коммуникативном пространстве XX века. Сюжеты Троянского цикла, образы героев и богов, их действия и поступки, а также насыщенный событийный ряд «невыдуманной» войны неоднократно становились объектом пристального внимания авторов различных эпох, но именно на рубеже XX–XXI вв. обращение к троянскому мифу становится более осмысленным, что связано с изменениями нравственно-эстетических ориентиров, кризисными явлениями в жизни общества и поиском новых идеалов.

Мифы Древней Греции, по справедливому замечанию В. А. Бачинина, никогда не утратят читательского и писательского интереса, несмотря на постоянно меняющиеся исторические условия. В современном мире, в эпоху стремительного развития глобальной сети, античная мифология обрела второе дыхание: греческие герои стали любимыми персонажами компьютерных игр, фанфикшн, киноэпопей и мемов. Современные писатели также все чаще обращаются к идеалам прошлого, к античным совершенным образам, пытаясь трансформировать их под реалии настоящего времени с помощью художественной рецепции. Процессы пересоздания и воссоздания персонажей имеют непосредственное значение для обнаружения литературных явлений, влияний и взаимосвязей. И поскольку образы греческих героев получили совершенно различное осмысление в литературно-коммуникативном пространстве XX века, то перед авторами статьи возникла новая задача: рассмотреть их более детально и комплексно и проанализировать их особенности.

Ключевые слова

Миф, античная мифология, образ, герой, рецепция, литературно-коммуникативное пространство.