DOI 10.52172/2587-6945_2022_20_2_13
Аннотация
В статье рассматривается становление и особенности панегирических жанров в России на рубеже XVIII – начала XIX вв. Именно в этот период создаются литературные творения, восхваляющие государство и публичную власть. Главная задача литературы в это время – служение Империи, поэтому легенды об императорах являлись формой апологетического мифа, сложившегося в XVIII веке и разрабатывавшегося жанрами духовного и светского красноречия. Ввиду консервативности этих жанров и придворного этикета в целом основные составляющие императорского мифа были заданы предшествующей панегирической традицией. Таким образом, некоторые события из жизни российских правителей отражались в словесности соответственно канону, другие – служили появлению в легенде новых сторон, новых «мифологем». Целесообразным представляется рассмотреть развитие этого мифотворчества с двух точек зрения, исследуя как биографическо-историческую сторону, так и особенности поэтики.
Одним из жанров ораторской прозы, особенно популярной в XVII–XVIII вв. становится панегирик (panégyrique). В отличие от европейской литературной традиции в России до середины XVIII в. духовное и светское красноречие воспринималось одинаково, как равноправные жанры. Но, постепенно, особенно после реформы Карамзина, светская литература приобрела более простую и изящную форму, лишенную чрезмерного обилия славянизмов. Несмотря на размежевание стилей в некогда единой системе, панегирики продолжали сочетать в себе риторические и поэтические жанры, в связи с этим обращение к «панегирическому» образу императоров середины и конца XVIII века, что и требует более пристального внимания исследователей.
Ключевые слова
Поэзия, XVIII век, мифоистория, панегирики, ода.