Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2022_21_3_55

Аннотация

В статье дается анализ публицистической статьи известной даиэристки рубежа XIX–XX вв. Е. А. Дьяконовой «О женском вопросе» (1902 г.). Устаревший ныне термин той эпохи – «женский вопрос» описывал права и положение женщин во всех сферах тогдашней общественной жизни. Самой Дьяконовой, испытавшей родительский гнет, с трудом попавшей на Бестужевские курсы и столкнувшейся с ущемлением своих гражданских прав, этот «вопрос» был пережит и прочувствован лично. Статья, написанная Дьяконовой в Париже, была направлена против писателя, её современника, который являлся для нее кумиром, но взгляды которого на «половой вопрос» она принять не могла. Полемика с Л. Н. Толстым ведется писательницей с нескольких позиций. Во-первых, она обнаруживает противоречия в его христианских взглядах, указывая, что тот, кто разделяет евангельское учение о любви и следует идеям Нагорной проповеди, должен прийти к отрицанию подчиненного положения женщины в браке. Во-вторых, Дьяконова упрекает Толстого в «домостроевских», «средневековых» взглядах на женщину, имея в виду известный тезис о подчинении жены мужу. Продолжая свою критику исторического христианства, она, в-третьих, говорит о закрепощении женщины мужчиной на новых, «новозаветных» основаниях. Из современных учений лишь социализм, считает Дьяконова, возвращается к первоначальному пониманию евангельской заповеди о любви к ближнему и признает женщину равноправной мужчине. Только социализм освободит женщину и даст отношениям полов новую форму. В целом идейная эволюция Дьяконовой двигалась в направлении «марксистского феминизма».

Ключевые слова

Е. А. Дьяконова, Л. Н. Толстой, «женский вопрос», феминизм, толстовство, гендерные исследования.