Скачать PDF

Аннотация

В статье анализируется постромантическая новелла советского писателя П. Г. Антокольского об одном из эпизодов жизни Г. Р. Державина и о создании им оды-сатиры «На Счастие». «Биографический миф» о поэте Антокольский, согласно гипотезе автора статьи, строит, во-первых, на отталкивании от концепции В. Ф. Ходасевича в его книге «Державин»; во-вторых, опираясь на поэтику жанра романтической фантастической новеллы; в-третьих, суммируя свой многолетний опыт художественного и научного постижения Истории, ее законов, а также событий и личностей русского и европейского XVIII века. Своего рода символом этой эпохи становится в произведении богиня счастья латинской мифологии – Фортуна. В фантастическом сюжете новеллы она «соблазняет» Державина, явившись ему в облике прелестной цыганки, совершает с ним путешествие по миру и приводит в революционный Париж 1789 г., в дом французского драматурга Бомарше, где Державин вступает в конфронтацию с Емельяном Пугачевым. Три этих знаковых для XVIII столетия личности оказываются объединены, в концепции Антокольского, любовью к ним Фортуны. Они – авантюристы и плебеи, «малые люди», благодаря Случаю и собственному характеру добившиеся предельно возможных вершин в своей жизни. В ходе анализа был также реконструирован «метатекст Фортуны» – наиболее показательные высказывания находящегося под судом Державина и его корреспондентов в переписке «московского» периода (ноябрь 1788 – июнь 1789 г.) о счастье и несчастье; о «пременах» в человеческих судьбах, об участии в этом Высших и земных сил; о карточной игре и о деньгах.

Ключевые слова

П. Г. Антокольский, Г. Р. Державин, ода «На Счастие», Фортуна, биографический миф, В. Ф. Ходасевич, жанр новеллы, фантастика.