Скачать PDF

Аннотация

В статье рассматриваются повествовательные стратегии современной прозы на примере романа Е. Водолазкина «Лавр». Особое внимание уделяется жанровой принадлежности произведения, определенного самим автором как «неисторический роман». Предметом анализа исследования становится выявление специфики жанровых разновидностей повествовательных стратегий романа «Лавр» Е. Водолазкина. «Лавр» рассматривается не просто как историческое произведение, показано, что это роман-житие, главный герой которого живет в эпоху Средневековья, насыщенную чудесами и верой в Бога, воплощаясь в святых, юродивых, старцах. Историческая эпоха в произведении представлена очень точно и лишена домыслов и фантазий, при этом автор сознательно уходит от «литературы приема». Он умело переплетает в тексте старославянский, древнерусский и современный русский язык, не нарушая органичность произведения и облегчая читательскую задачу в восприятии событий романа. Повествование структурировано в рамках исторического и неисторического начал, что является отличительной особенностью произведения. Главный герой – Арсений, Устин, Лавр – воплощает идею любви к женщине, близким людям, к богу, и от этой любви он не отказывается до конца; герой последователен в своих поступках, не отступает от своих решений. Главный закон, которому подчиняется структура романа, – закон подобия. «Лавр» состоит из сцен, которые, не повторяя друг друга, оказываются подобны друг другу. В романе жанры переплетаются, актуализируются, обновляются и представляются автором в новых формах, выявление и исследование которых являются основной задачей представленной работы.

Ключевые слова

Роман, «Лавр», современная проза, жанр, повествовательные стратегии.