Аннотация
Данная статья носит пропедевтический характер: автор приводит своеобразный компендиум идей, сформировавшихся в публицистике славянофилов с целью дальнейшего анализа их гражданской поэзии (в частности «политических стихотворений» Ф. Тютчева), запланированного в его будущих публикациях.
В статье изложены основные идеи славянофильства, раскрыт исторический контекст, в котором родилось и функционировало течение. Теоретическую основу славянофильской мысли составляли размышления и публикации православного духовенства и немецких философов, таких как Шеллинг, Кант, Гегель и Шопенгауэр. Представлены основные принципы славянофильства: религиозный характер, любовь к русскому народу и антикрепостнический характер; кратко рассмотрены основные доктрины славянофильства, представленные И. Киреевским, А. Хомяковым и К. Аксаковым. Рассмотрена связь идеологии славянофилов с параллельно возникшим движением панславизма.
Панславизм в России вырос из доктрины славянофилов (антитеза России и Европы); его основные активисты (в том числе М. Погодин, Н. Данилевский) требовали, в соответствии с триединой формулой «Православие, самодержавие, народность», придать романовской Империи народный характер, подчинить её внутреннюю политику развитию русских государственных начал в их понимании, а иностранную – панславизму. Данилевский («Россия и Европа») рекомендовал полную изоляцию от Западной Европы как необходимый противовес ее влиянию на славянский регион и создание Великого Всеславянского союза с Царьградом (Константинополем) под властью России.
В связи с обострением российско-турецких отношений (включая Крымскую войну) расплывчатые концепции приобрели политический характер (лозунги «священной войны» против западных союзников Турции); после Крымской войны панславизм стал официальным и организованным движением (собственные газеты и панславянские общества), поддерживаемым российским правительством. Панславизм достиг апогея во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов, затем он ослаб; ненадолго возродился в форме неославизма, под лозунгом сотрудничества славянских народов против Германии. В финале кратко повествуется о дальнейших судьбах панславизма и его национальных вариантах.
Ключевые слова
История идей, общественные движения, славянофильство, польский вопрос, апология Православия, панславизм, мифологема особого пути, историософия империи, неоязычество.