Скачать PDF

Аннотация

В статье рассматривается панегирическая поэзия второй половины XVIII века. Главным жанром панегирической поэзии XVIII века была торжественная ода. С середины XVIII века не только значительные государственные события (рождение первенцев в императорской семье, военные победы, тезоименитство, годовщина восшествия на престол царствующей особы), но и сами празднования таких событий (иллюминация, фейерверк) становились предметом од и панегириков. Как декламационный жанр ода мыслилась произносимой (хотя чаще она «подносилась») и подчинялась законам ораторского искусства или «ораторского действия». Изучение панегирической поэзии проливает свет не только на культ русских монархов, но также и на политический менталитет их подданных, поскольку является некритической разновидностью политической литературы.

Хвала правителю в середине XVIII века представлена в разнообразных жанрах (лирике, драме, эпопее, торжественном слове и т. п.). Почти все русские авторы XVIII века старались воспеть императоров и их отпрысков. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин писали оды, посвященные основным событиям жизни императорских особ, к числу таких фактов можно отнести дни рождения, венчание, восшествие на престол и т. п. Современники поэтов, стараясь угодить властителям, также сочиняли панегирические тексты. Оды выражали тот furor poeticus, который охватывал лирического субъекта перед лицом августейшего адресата, поэтому Ломоносова называли «российским Пиндаром».

В рамках данного исследования акцент сделан на произведениях словесности, посвященных императорской фамилии, в частности рождению наследника престола, при этом учитывается не только панегирическая традиция, но и материал неофициальной и бытовой словесности, проясняющий живое отношение современников.

Ключевые слова

Поэзия, XVIII век, мифоистория, панегирики, ода.