Аннотация
В центре внимания статьи – анализ поэтического мира К. Н. Батюшкова, выявление своеобразия представлений о счастье этого поэта. Используя мотивный, герменевтический, статистический анализ (проанализирована лексема счастье из лирики этого русского поэта-романтика на основе данных из поэтического корпуса русского языка), выявлены особенности понимания счастья в лирике Батюшкова, рассмотрена динамика изменений представлений о счастье этого поэта. Акцентировано внимание на важнейшей особенности поэтического мира Батюшкова – двойственности. И проявляется она не только в том, что он поэт, сформированный одновременно под влиянием и эпохи ХVIII века, с ее строгими правилам, и Александровского времени, с его духом вольности. Двойственность Батюшков проявляется и в парадоксальном соединении в его творчестве гедонистического, эпикурейского, жизнерадостного отношения к жизни, сближающего его, например, с французским элегиком Э. Парни, с трагическим отношением к миру, связанным с понимание кратковременности жизни, мимолетности счастья. Сделан статистический анализ частотного употребления лексемы счастье/счастие в лирике А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, Е. А. Боратынского и К. Н. Батюшкова. Это позволило увидеть, что слово счастье, не будучи представленным среди 20 активно используемых Батюшковым слов, тем не менее в частотном плане использования оказывается максимально представленным именно в его поэзии по сравнению с творчеством названных современников автора. Выявлено влияние легкой поэзии на формирование художественного мира Батюшкова, показана связь этого поэта с просветительским отношением к жизни и счастью. Рассмотрено влияние на Батюшкова эвдемонических (берущих начало в античной философии) представлений о счастье, показано, что очень часто это явление оказывается соотносимо с аксиологическим категориями, прежде всего с понятием совесть.
Ключевые слова
К. Н. Батюшкова, поиски счастья, легкая поэзия, гедонизм, эпикуреизм, эвдемонизм, мечта, страдание, «Блажен, кто...».