Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2021_18_4_60

Аннотация

В работе сквозь призму «истории эмоций» рассматриваются стихотворения и поведенческие реакции знаменитого русского актера рубежа XVIII–XIX вв. А. С. Яковлева. Внимание автора статьи сосредоточено на таком «казусе», как «чужое счастье» и собственное несчастье – феноменах, о которых постоянно пишет Яковлев-поэт и говорит Яковлев – человек и актер. Под «казусом» понимается нечто необычное, резко индивидуальное в жизни, поведении и творческой деятельности человека. Все мемуаристы настойчиво повторяют мысль о роковом влиянии на жизнь Яковлева его безответной и мучительной для него любви к некой замужней актрисе, с которой он, по-видимому, не раз играл на театре сцены любви, супружеской жизни, ревности и т. д. В ряде своих стихотворений, вполне эпигонских и дилетантских, однако наполненных искренними чувствами, Яковлев не раз желает счастья молодоженам, будь то его приятель и его жена или великий князь Николай Павлович и его невеста, великая княжна Александра Феодоровна. Когда же актер и поэт говорит о себе, то описывает свои любовные страдания и несчастья. Многое говорит о том, что жизнь, литература и театр составляли для Яковлева нерасторжимое целое, что сыгранные им роли, любимые им лирические жанры и характерные для них эмоции, собственная одинокая жизнь отвергнутого влюбленного – всё это определило его стремление к страданиям и несчастью, с одной стороны, внимание и повышенный интерес к чужому счастью – с другой.

Ключевые слова

История чувств и эмоций, счастье, несчастье, страдание, микроистория, актер А. С. Яковлев, дилетантская поэзия, эпиталама, театральная и литературная культура рубежа XVIII–XIX вв.