Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2021_18_4_116

Аннотация

В статье показана история формирования современной видеопоэзии. Корректируется закрепленная в различных справочных источниках информация о зарождении отечественной видеопоэзии, с одной стороны, показано, что один из первых полноценных в художественном отношении экспериментов по синтезу вербального слова, видеоряда и музыки был связана с деятельностью пермского литературно-художественного андеграунда и приходится на начало 1980-х гг. Но с другой стороны, показано, что истоки видеопоэзии уходят вглубь веков, будучи связаны с традициями визуальной поэзии. Выявлены и продемонстрированы влияния на развитие видеопоэзии знаковых трендов эпохи. Так, проанализирована связь видеопоэзии с кинематографом, активное развитие которого приходится на начало ХХ в. Показана на примере фильмов 1908 г. «Стенька Разин» и «Стенька Разин и княжна», или «Понизовая вольница» органичная связь искусства кино и поэзии. Рассмотрен такой тренд ХХ века, как визуализация. На основе анализа современной художественной культуры формулируются выводы, что основанием возникновения видеопоэзии послужило сближение двух художественных систем: кино и поэзии. В качестве причины актуализации репрезентации поэтического слова в формате видеопоэзии называется стремительное развитие новейших технических средств массовых коммуникаций, переориентация искусства с вербальности на визуальность. Популярность видеопоэзии в начале ХХI в. объясняется в работе многими факторами, одним из которых становится системное, начиная с 2002 г. проведение различных фестивалей и конкурсов поэтических видеоклипов. В статье обращено внимание на то, что если на рубеже ХIХ–ХХ вв. в гуманитарных науках и литературе (в том числе в визуальной поэзии) активно разрабатываются и осмысляются вопросы трагического бытия, то на рубеже ХХ–ХХI в. начинают активно обсуждаться вопросы счастья. Однако в процессе анализа видеопоэзии, представленной на одном из российских видеофестивалей – «Видеостихия», выяснилось, что количественный показатель видеотекстов, посвященных вопросам счастья, совсем невысок, мировой тренд увлеченного обсуждения проблемы счастья пока не захватил мир видеопоэзии. И если в репрезентации других явлений и вопросов бытия видеопоэзия демонстрирует смелость и яркие эксперименты, то в представлении счастья чаще всего используются традиционные варианты репрезентации. Исключением становится текст «Море. Рыбак. Рыба», в котором и вопрос о счастье определяющий, и формы его репрезентации совершенно необычны.

Ключевые слова

Видеопоэзия, визуальная поэзия, визуализация, кинофестиваль «Видостихия», счастье.