Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2022_22_4_51

Аннотация

В статье рассматривается художественное своеобразие фильмов, снятых в одном помещении, или основная часть действия которых происходит в фиксированном месте, ограниченным физическими рамками пространства. Анализируется пространство камерного фильма как хронотопа «знакового места» для героя. В объекте нашего внимания и исследования: «путешествие героя» в замкнутом пространстве, собственно, сам хронотоп замкнутого пространства, и детали, создающие и резюмирующие его, играющие на репрезентацию характера героя.

Материалом для нашего исследования являются следующие кинокартины: «Окно во двор» 1954 г. Альфреда Хичкока, «Куб» 1977 г. Винченцо Натали, «Эмилия Мюллер» 1994 г. Ивона Марсиано, «Телефонная будка» 2002 г. Джоэла Шумахера, «Человек с земли» 2007 г. Ричарда Шенкмана, «1408» 2007 г. Микаэля Хофстрема, «Комната в Риме» 2010 г. Хулио Модема, «В доме» 2012 г. Франсуа Озона, «Философы. Урок выживания» 2013 г. Джона Хаддлса, «Коллектор» 2016 г. Алексея Красовского, «Идеальные незнакомцы» 2016 г. Паоло Дженовезе, «Место встречи» 2017 г. Паоло Дженовезе, «Идеальные незнакомцы» 2017 г. Алекса де ла Иглесия, «Игра» 2018 г. Фреда Кавайе, «Идеальный секрет» 2019 г. Бора Дагтекина.

В работе используется сравнительно-исторический и интермедиальный методы анализа. Нам представляется важным выстроить междисциплинарные связи между текстовыми образчиками литературы и визуально-текстовыми образчиками кинематографа. Общие понятия и терминология в этих двух видах искусства видятся нам очевидными: в центре произведение первого и второго искусства находятся герой, его путь и изменение, хронотоп и пространство, связанные с героем, сюжетообразующие функции и детали [14; 17; 18]. Актуальность выбранной темы определяется и тем, что изучение литературы и кино филологической и киноведческой науками, в определенной нами взаимосвязи, будет способствовать более глубокому пониманию, восприятию искусств и приобретению общих методологических, теоретических и практических знаний, которые в дальнейшем могут быть переведены в статус полезных практических навыков как для литературоведов, так и для киноведов [22].

Ключевые слова

Камерные фильмы, «путешествие героя», Дж. Кэмпбелл, хронотоп камерных фильмов, детали пространства камерного кинематографа.