Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2021_16_2_90

Аннотация

В статье рассматривается «дилогия» советского поэта П. Г. Антокольского о Ф. М. Достоевском. В двух посвященных ему стихотворениях 1969–1971 гг. создан «биографический миф», отражающий взгляды Антокольского как представителя своей эпохи на пафос творчества Достоевского. Основой этого мифа послужили идеи советского достоевсковедения, собственный читательский опыт поэта и его зрительские впечатления от инсценировки «Преступления и наказания» в постановке Ю. В. Завадского. Содержанием мифа является рассказ о том, как начинающий беллетрист, жалкий и косноязычный, как и его герои – «бедные люди», превращается, пройдя через испытания каторгой и мучительные эпилептические припадки, в писателя-гуманиста, писателя – обличителя социальной несправедливости и человеческих пороков. Своего рода нравственным камертоном, по которому настроены не только всё творчество Достоевского, но и, как хочется верить поэту, современная ему жизнь, оказывается Соня Мармеладова в исполнении актрисы Ии Саввиной. «Биографический миф» обретает у Антокольского и более широкое звучание, вбирая в себя восходящие к романтизму идеи о том, что литература, слово писателя способны изменить действительность и человека. В этом смысле «слово» наделяется сакральными, магическими чертами, а литература заменяет религию и веру. Из содержания и пафоса творчества Достоевского изымается при этом их христианская составляющая. Свой «миф» Антокольский создает не столько логическими средствами, не путем убеждения и пропаганды неких «концепций», сколько средствами поэзии – стилистическими фигурами, тропами, звукописью, суггестией.

Ключевые слова

П. Г. Антокольский, Ф. М. Достоевский, Соня Мармеладова, биографический миф, писатель о писателе, театральная инсценировка, компаративистика.