DOI 10.52172/2587-6945_2021_16_2_128
Аннотация
В статье анализируется битовская рецепция книги Ф. Достоевского «Записки из Мертвого дома». Предметом исследования является влияние произведения на сознание современников великого писателя и на литературу ХХ века, в которой тема каторги эволюционировала в творчестве В. Шаламова, О. Волкова, А. Солженицына, Ю. Домбровского, Л. Габышева. Подчеркивается, что для А. Битова, критика и вдумчивого читателя, творчество великого писателя стало отправной точкой в постижении литературного процесса в контексте национальной истории XIX-ХХ вв., в которой реальность подчас воспринималась как продолжение «незримого лагеря». Особое внимание в статье уделяется битовской теории родства концептов «остров» и «острог» в свете опыта «заточения» и его преодоления Робинзоном-каторжанином Ф. Достоевского. Анализируется специфика русского сознания, в котором понятия острог и остров сближаются в трансформациях и переходах от свободы к несвободе, от «мысли» об освобождении к «поведению», что, по мнению А. Битова, ведет к превращению образа автора «Записок из Мертвого дома» из «нового Робинзона» в «нового Гулливера». С особенностями битовского осмысления личности Ф. Достоевского автор статьи связывает проблему самоидентификации современного писателя, «островную» ориентацию которого формирует топография места (Васильевский остров), где А. Битов родился и вырос. Изучается своеобразие композиционных приемов, импровизаций и отступлений от темы, отмечается мастерство А. Битова-эссеиста и аналитика литературы, синтезировавшего в очерке, посвященном 125-летию опубликования книги Ф. Достоевского, элементы разных критических жанров.
Ключевые слова
Битов, Достоевский, каторга, Робинзон, остров, история.