Скачать PDF

DOI 10.52172/2587-6945_2021_16_2_117

Аннотация

В работе основное внимание сосредоточено на анализе смыслового потенциала заглавий романов Ф. М. Достоевского. Выдвинуто предположение, что уже в сами названия собственных романов автор закладывал принципиально важное, концептуальное, некие «метасмыслы», обращенные в том числе к читателям будущего. Названия романов Достоевского рассматриваются в широком герменевтическом аспекте. Среди проанализированных в таком ракурсе заглавий – «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Так, например, в процессе анализа первого названия учитывается не только то, на что обратил внимание Белинский, – социальный ракурс (бедные в материальном отношении персонажей, герои в той или иной степени обнищания), но обращается внимание на то, что понятие бедные люди характеризует всех героев романа, которые умудрились потерять себя, утратив подлинные жизненные ценности. В романе «Униженные и оскорбленные», как показано, метасмысл заглавия определяется заложенной в нем ассоциацией, соотносимой с динамичной духовной вертикалью. Заглавие «Преступление и наказание» заставляет задуматься о заветах и душевных наказах, которые преступают герои, понять, ради чего и с каким итогом они это делают. Многозначность романа «Идиот» безусловна. Помимо традиционных смыслов, которые рассмотрены в работе, обращено внимание и на то, что определение «идиот» можно соотнести не с главным героем романа, а с нами самими, так как Мышкин идеален, а мы нет, а потому не нам его судить. «Бесы» – роман, задуманный как обличение революционные идей. Но смысл заглавия шире. Оно об одержимости. Метасмыслы заглавий предыдущих романов, как показано в работе, замыкаются на последнем романе «Братья Карамазовы» в единую логику. Достоевский заставляет нас задуматься над тем, что люди, подобно его героям, оказываются перед выбором – братства или «карамазовщины».

Ключевые слова

Ф. М. Достоевский, романы, метасмыслы, заглавия, смысл.