Аннотация
В статье представлен обзор литературоведческих работ по «истории русского счастья», написанных представителями магнитогорской филологической школы по изучению поэзии XVIII–XIX веков. Констатируется, что «дискурс счастья» возник в России в 1738 году (Кантемир и Ломоносов) как вариант общеевропейского «проекта» по достижению земного счастья. Представлен он был одической мифологемой «золотого века», т. е. счастьем «государственным»; счастьем частного человека – идиллическим «покоем»; и наконец, «блаженством», возможным лишь на небесах. В различных жанрах были выработаны соответствующие поэтические «формулы», например: «блажен, кто», «любовь к подданным», «верные сердца», «вселенныя покой», «красный рай» и др. Магнитогорские исследователи указывают на существование в русской поэзии двух жанров, прямо обращенных к теме счастья. Таковы новогодние (эонические) стихи и поздравительные стихи на бракосочетание (эпиталама). Ученые обращают внимание и на индивидуальные версии единого «эвдемонистического проекта». Так, Н. М. Карамзин на протяжении всей жизни считал, что земное счастье невозможно; иногда он делал исключение для счастья в кругу друзей и семьи и для счастья, возможного при наслаждении произведениями искусства и природой. Современник Карамзина, князь И. М. Долгоруков, напротив, полагал земное счастье вполне реальным, причем осуществившимся в собственной жизни. О земных добродетелях как условии посмертного блаженства постоянно размышлял В. А. Жуковский в своих дневниках, письмах и стихах; между христианскими и просветительскими взглядами на счастье металась мысль Е. А. Боратынского; трагическую концепцию счастья развивали такие поэты русского романтизма, как А. В. Кольцов и Ф. И. Тютчев. Перспективными обозначены также исследования, в которых рассматривается влияние воспринятых из литературы представлений о счастье на жизнь и поведение конкретной личности.
Ключевые слова
Тема счастья, исследования по истории русской поэзии XVIII–XIX веков, лирические жанры, Т. Е. Абрамзон.