Скачать PDF

Аннотация

Рассмотрены особенности применения диалоговой методики в изучении художественного произведения на примере анализа рассказа Антона Павловича Чехова «Мальчики». Диалоговая методика относится к инновационной и является объектом исследования многих педагогических наук. Специфика ее применения в методике преподавания русской литературы определяется, прежде всего, диалогической структурой художественных текстов. Создается методика на интеграционной основе, её базис составляет литературоведение. Метод теоретического обобщения знаний, как и экспериментальный, позволяет выдержать принцип научности и верифицировать полученный результат. Проза Чехова отличается повышенной диалогичностью, что особенно значимо в детском чтении и преподавании литературы в школе. Продуктивность применения диалоговых приемов в процессе анализа рассказа А. П. Чехова «Мальчики» доказывается многими показателями. Вырабатывается коммуникативная компетентность, центр которой составляет базовое понятие диалог. Читатель участвует в диалоге, образцово организованном на самом высоком уровне автором и открывающем возможности для активной познавательной деятельности читателя. Углубляется читательская компетентность: ученик понимает свою роль в воссоздании смысла произведения, следует алгоритмам диалогического мышления, осознает целесообразность анализа в выявлении скрытого содержания, понимает необходимость выхода за пределы имманентного разбора произведения и привлечения информации из разного типа контекстов. Процесс анализа технологизирован благодаря вырабатываемым алгоритмам читательской деятельности, вместе с тем не теряет занимательности, так как каждая диалогическая ситуация является когнитивной.

Ключевые слова

Чехов, диалог, автор, читатель, учитель, методика, инновации, принцип системности, наука.